- Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
- Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
- Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
- Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
- Перед началом речи вдохни и сразу же начни говорить.
- Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
- Гласные звуки произноси широко и громко.
- Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко и без напряжения.
- В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
- Короткие предложения, состоящие из 3 – 4 слов, произноси одном выдохе. Строго выдерживай паузу между предложениями.
- Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3 – 4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
- Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
- Говори громко, четко и выразительно!
Одним из слагаемых успешного воспитания ребенка является культура его речи.
Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в воспитании ребенка.
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Компоненты культуры речи родителя:
- Грамотность построения фраз (грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов);
- Простота и ясность изложения (немногословие);
- Выразительность (интонация и тональность; темп речи, паузы; динамика звучания голоса; словарное богатство; образность речи; дикция);
- Правильное использование специальной терминологии (исключение режущих слух фразеологических оборотов; исключение лишних слов; исключение «модных слов»).
Самые распространенные ошибки в речи:
- Часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Засоренность лишними словами: ну, вот, значит, это….
- Неуместное использование звукоподражательных слов;
- Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвОним вместо позвонИм и др.
От культуры речи родителя зависит культура речи детей.
Помня об этом, родитель должен быть заинтересован в совершенствовании своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.