Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка. У него начнется новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку.
В Луганской Народной Республике прием детей в первый класс проводится согласно Законодательству (Приказ МОН ЛНР № 163 от 05.05. 2016 «Об утверждении Порядка приема в первый класс детей в возрасте младше 6 лет и 6 месяцев или старше 8 лет в общеобразовательные учреждения Луганской Народной Республики»).
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
Физическая готовность
(Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья).
- Рост, масса.
- Зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
- Состояние здоровья и анализаторных систем.
- Общее физическое развитие (ловкость, скорость, сила, скоординированность движений).
- Работоспособность, утомляемость.
- Уровень развития основных видов движений (бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание).
- Развитие мелкой моторики рук (держать ручку или карандаш, проводить четкие линии, перекладывать мелкие предметы, складывать лист бумаги).
- Гигиенические умения, навыки самообслуживания (умываться, мыть руки, пользоваться туалетом, застегиваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом, собирать, складывать и убирать свои вещи).
Психологическая готовность
(Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник).
Психологическая готовность включает в себя следующие аспекты:
Интеллектуальная готовность
» Достаточный багаж знаний об окружающем мире;
» Любознательность, потребность в получении новых знаний;
» Умение анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные мысли;
» Развитую речь, достаточный словарный запас;
» Устойчивое внимание.
Социальная готовность
» Стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
» Умение выслушивать собеседника;
» Понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших;
» Умение уступать в споре и делиться, быть толерантным.
Личностная готовность
» Сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.
Эмоционально-волевая готовность
» Принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
» Способность подчинять свои мотивы коллективным;
» Умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
» Стремление преодолевать трудности;
» Присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Специальная готовность
(Основные или универсальные учебные умения)
Называть буквы; читать слоги или слова; считать, прибавлять и отнимать в пределах 10; писать отдельные элементы; рисовать простые предметы; выполнять несложные физические упражнения.
Готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.
Если же родители и ребенок изъявляют желание начать обучение ранее 7 летнего возраста, то ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Данная процедура позволит комплексно и всесторонне изучить и определить параметры зрелости будущего школьника.
Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения. Психолого-медико-педагогическая комиссия отражает это в своих рекомендациях.
Особенности познавательной сферы, проявления характерных черт поведения, способности к взаимодействию с окружающими отражает характеристика из дошкольного заведения, в котором ребенок находился.
Немаловажную роль при проведении психолого-медико-педагогической комиссии играет беседа с родителями. Она позволяет определить особенности мотивации к учебной деятельности. Важно, чтобы положительная мотивация ребенка не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, школьного рюкзака, канцелярских принадлежностей и т.д.). А мотивация родителей не сводилась лишь к стремлению попасть в определенный класс или определенному педагогу.
В ходе психолого-педагогического обследования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии определяются основные компоненты школьной зрелости или готовности. Это и уровень осведомленности об окружающем мире, и развитие речи, и особенности памяти, внимания, активность, утомляемость и т. д. При беседе и наблюдении за ребенком выявляются особенности эмоциональной сферы, умение управлять своими желаниями, настроением. Именно высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Родитель, зная и понимая критерии готовности ребенка к обучению в школе, должен суметь оценить соответствие этим критериям. А, исходя из этого понимания, решить, стоит ли отдавать ребенка в школу именно сейчас.
Статья подготовлена консультантом-практическим психологом
(по вопросам интеллектуального развития) ГУ ЛНР РПМПК Чернявской Е.А.