Говорим вовремя: как распознать задержку речи
в возрасте от 0 до 3 лет
В последние годы специалисты и родители всё чаще замечают, что современные дети начинают говорить позже, чем предыдущие поколения. Социальные сети переполнены советами специалистов по «запуску речи» и развитию речи у детей раннего возраста. Этот феномен вызывает вопросы о причинах таких изменений и их влиянии на общее развитие ребёнка. Современный образ жизни, новые технологии и изменившиеся формы общения существенно влияют на речевое развитие малышей. В данной статье мы рассмотрим возможные причины задержки начала речи у современных детей, а также обсудим, как своевременно распознать и поддержать ребёнка в этот важный период его жизни.
Причины задержки речевого развития в возрасте до 3-х лет
Органические факторы:
- Нарушения слуха (например, хронические отиты, тугоухость);
- Неврологические нарушения (например, задержка психомоторного развития, ДЦП и др.);
- Генетические и врождённые патологии (например, синдром Дауна, аутизм).
Психологические и эмоциональные причины:
- Недостаток эмоционального контакта с родителями или близкими (ситуация, когда ребёнок не получает достаточного тёплого, внимательного и отзывчивого взаимодействия с основными взрослыми. В этом возрасте малыши особенно нуждаются в выражении любви, ласки, улыбках, взглядах и голосовом общении, которые помогают им чувствовать себя в безопасности и формируют основу для эмоционального и социального развития. Отсутствие такого контакта может привести к тревожности, снижению интереса к окружающему миру, задержкам в развитии навыков общения и привязанности)
- Стрессовые ситуации в семье (развод, переезд, конфликтные отношения).
- Отсутствие мотивации к общению (отсутствие мотивации к общению у ребёнка проявляется в том, что малыш редко или совсем не реагирует на попытки взрослых установить контакт: не улыбается в ответ, не издаёт звуков, не следит за лицами и голосами, не проявляет интереса к играм и взаимодействию. Это может свидетельствовать о затруднениях в социальном и эмоциональном развитии и требует внимания специалистов для своевременной поддержки)
Социально-бытовые факторы:
- Ограниченное общение с другими детьми и взрослыми.
- Избыточное время, проводимое перед экранами (телевизор, планшеты, смартфоны).
- Недостаток речевого стимулирования со стороны взрослых (редкое чтение, разговоры с ребёнком).
Особенности воспитания:
- Использование упрощённой речи или невербальных способов общения (если взрослые слишком часто говорят слишком просто, используют только жесты или мимику вместо слов, это может привести к тому, что ребёнок не будет получать достаточного языкового опыта, необходимого для формирования полноценной речи и понимания сложных конструкций.)
- Отсутствие систематического развития речевых навыков (например, игры, развитие мелкой моторики).
Многоязычная среда:
- Одновременное освоение нескольких языков может временно замедлять развитие речи, что не всегда является патологией.
Почему важно не упустить время?
Развитие речи тесно взаимосвязано с интеллектуальным развитием ребёнка. Речь не только служит средством общения, но и является инструментом мышления, формирования понятий и освоения новых знаний. Через язык ребёнок учится выражать свои мысли, анализировать информацию, планировать действия и взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, задержки или нарушения в речевом развитии могут влиять на общий уровень интеллектуального развития, затрудняя обучение и социализацию.
Как распознать признаки задержки речевого развития у малыша ?
- в 2–4 месяца нет гуления;
- в 8-9 месяцев от ребенка не слышно лепета и других звуков, их малая активность или однообразное звучание;
- до года отсутствует реакция на звуки;
- в 1,5 года малыш не произносит простых звуков и первых слов; неправильно повторяет чужие слова или даже не делает попыток; не использует простые слова и жесты, чтобы получить желаемое, добивается всего только плачем;
- в 1.5-2 лет не может выполнять простое действие со слов взрослых;
- после 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения; отсутствует собственная речь (ребенок может повторять только чьи-то фразы и слова, предпочитает другие способы общения (мимика, жесты).
Распознавание первых признаков задержки позволяет своевременно обратиться за помощью и начать коррекционную работу, что значительно повышает шансы ребёнка на успешное развитие.
Определить уровень речевого развития ребёнка можно с помощью краткого тестирования, специально разработанного для малышей в возрасте 6, 12 (1 год) , 18 (1,5 года), 24 (2 года) и 36 (3 года) месяцев. Пройдя этот тест, обратите внимание на количество набранных баллов — именно от них зависит дальнейшая интерпретация и понимание результатов.
6 месяцев
12 месяцев
1 год 6 месяцев
2 года
3 года