ЛНР, г. Луганск, кв. Алексеева,14 https://vk.com/public193714735 Email:lug2023pmpk@mail.ru
+7 (8572) 58-29-55 +7 (959) 133 17 94

Консультация логопеда

 

Говорим вовремя: как распознать задержку речи

в возрасте от 0 до 3 лет

 

В последние годы специалисты и родители всё чаще замечают, что современные дети начинают говорить позже, чем предыдущие поколения. Социальные сети  переполнены советами специалистов по «запуску речи» и развитию речи у детей раннего возраста. Этот феномен вызывает вопросы о причинах таких изменений и их влиянии на общее развитие ребёнка. Современный образ жизни, новые технологии и изменившиеся формы общения существенно влияют на речевое развитие малышей. В данной статье мы рассмотрим возможные причины задержки начала речи у современных детей, а также обсудим, как своевременно распознать и поддержать ребёнка в этот важный период его жизни.

Причины задержки речевого развития в возрасте до 3-х лет

 

       Органические факторы:

  • Нарушения слуха (например, хронические отиты, тугоухость);
  • Неврологические нарушения (например, задержка психомоторного развития, ДЦП и др.);
  • Генетические и врождённые патологии (например, синдром Дауна, аутизм).

 

       Психологические и эмоциональные причины:

  • Недостаток эмоционального контакта с родителями или близкими  (ситуация, когда ребёнок не получает достаточного тёплого, внимательного и отзывчивого взаимодействия с основными взрослыми. В этом возрасте малыши особенно нуждаются в выражении любви, ласки, улыбках, взглядах и голосовом общении, которые помогают им чувствовать себя в безопасности и формируют основу для эмоционального и социального развития. Отсутствие такого контакта может привести к тревожности, снижению интереса к окружающему миру, задержкам в развитии навыков общения и привязанности)
  • Стрессовые ситуации в семье (развод, переезд, конфликтные отношения).
  • Отсутствие мотивации к общению (отсутствие мотивации к общению у ребёнка проявляется в том, что малыш редко или совсем не реагирует на попытки взрослых установить контакт: не улыбается в ответ, не издаёт звуков, не следит за лицами и голосами, не проявляет интереса к играм и взаимодействию. Это может свидетельствовать о затруднениях в социальном и эмоциональном развитии и требует внимания специалистов для своевременной поддержки)

 

       Социально-бытовые факторы:

  • Ограниченное общение с другими детьми и взрослыми.
  • Избыточное время, проводимое перед экранами (телевизор, планшеты, смартфоны).
  • Недостаток речевого стимулирования со стороны взрослых (редкое чтение, разговоры с ребёнком).

 

       Особенности воспитания:

  • Использование упрощённой речи или невербальных способов общения (если взрослые слишком часто говорят слишком просто, используют только жесты или мимику вместо слов, это может привести к тому, что ребёнок не будет получать достаточного языкового опыта, необходимого для формирования полноценной речи и понимания сложных конструкций.)
  • Отсутствие систематического развития речевых навыков (например, игры, развитие мелкой моторики).

 

       Многоязычная среда:

  • Одновременное освоение нескольких языков может временно замедлять развитие речи, что не всегда является патологией.

 

Почему важно не упустить время?

Развитие речи тесно взаимосвязано с интеллектуальным развитием ребёнка. Речь не только служит средством общения, но и является инструментом мышления, формирования понятий и освоения новых знаний. Через язык ребёнок учится выражать свои мысли, анализировать информацию, планировать действия и взаимодействовать с окружающим миром. Таким образом, задержки или нарушения в речевом развитии могут влиять на общий уровень интеллектуального развития, затрудняя обучение и социализацию.

Как распознать признаки задержки речевого развития у малыша ?

  • в 2–4 месяца нет гуления;
  • в 8-9 месяцев от ребенка не слышно лепета и других звуков, их малая активность или однообразное звучание;
  • до года отсутствует реакция на звуки;
  • в 1,5 года малыш не произносит простых звуков и первых слов; неправильно повторяет чужие слова или даже не делает попыток; не использует простые  слова и жесты, чтобы получить желаемое, добивается всего только плачем;
  • в 1.5-2 лет не может выполнять простое действие со слов взрослых;
  • после 2 лет малыш не говорит новые слова, не связывает их в предложения; отсутствует собственная речь (ребенок может повторять только чьи-то фразы и слова, предпочитает другие способы общения (мимика, жесты).

Распознавание первых признаков задержки позволяет своевременно обратиться за помощью и начать коррекционную работу, что значительно повышает шансы ребёнка на успешное развитие.

 

Определить уровень речевого развития ребёнка можно с помощью краткого тестирования, специально разработанного для малышей в возрасте 6, 12 (1 год) , 18 (1,5 года), 24 (2 года) и 36 (3 года) месяцев. Пройдя этот тест, обратите внимание на количество набранных баллов — именно от них зависит дальнейшая интерпретация и понимание результатов.

 

                                                                                                      6 месяцев

                            

 

 

 

                                                                                                      12 месяцев

                            

 

 

                                                                                                    1 год 6 месяцев

                            

 

 

                                                                                                             2 года

                            

 

 

                                                                                                                  3 года